Гершале из Острополя.

      Острополер Гершеле (Хершеле; вторая половина 18 в., родился близ Балты, умер в Меджибоже), полулегендарный шут и бадхан (бадхан - увеселитель, забавлявший гостей на семейных торжествах, главным образом на свадьбах). Внук рабби Шимшона из Острополя, он в детстве показал поразительные способности к учению, ему прочили будущее мудреца.

      Острополер — герой еврейского фольклора, плут и озорник в духе Хаджи Насреддина, первый в плеяде еврейских острословов (Шайке Дубец, Мотке Хабад, Шлойме Ландмеерер). Жизнеописание Острополера основывается исключительно на устных рассказах, в которых реальные события переплетаются с вымыслом.

      По преданию, Острополер был шохетом (шохет - резник, совершающий убой скота и птицы в соответствии с ритуальными предписаниями) в волынском местечке Острополь, которое вынужден был покинуть, так как своими нелицеприятными остротами задел самолюбие главы местной общины. Острополер долго странствовал по Подолии, кормясь случайными заработками и, вероятно, подаяниями, пока не был приглашен ко двору цаддика Баруха бен Иехиэля из Меджибожа, внука Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това. Народный балагур и острослов, Острополер не только развлекал цаддика своими веселыми анекдотами, стараясь избавить его от меланхолии, но порой и порицал за несдержанность характера и приступы гнева. По преданию, за одну из своих острот в адрес цаддика Острополер был сброшен с лестницы и вскоре умер, по-видимому, от ушибов. Эта версия смерти Острополера и его «веселые» похороны отражены в рассказе И. Мангера «Гершеле из Острополя».

      Жизнь и похождения Острополера послужили темой и для других, преимущественно пишущих на идиш писателей: Э. Ауэрбаха, М. Лифшица (1894–1940; его пьеса об Острополере была поставлена Виленской труппой в начале 1930-х гг.), И. Трунка, посвятившего ему роман «Дер фрейлехстер ид ин дер велт» («Самый веселый еврей в мире», 1953). И. Бабель в рассказе «Шабос-нахаму» (1918) описал жизнь многодетного, обремененного бытом бедняка Гершеле Острополера. Сборники рассказов и анекдотов об Острополере изданы на идиш, иврите, русском, немецком, английском и других языках. Наиболее известные среди них — Е. Шерман, «Хершеле Острополер» (1931); О. Гольдес, «Майсес, вицн, ун шприц-лехн фун Хершеле Острополер» («Истории, шутки и остроты Гершеля Острополера», 1941); И. Хау и Е. Гринберг, «Сокровищница еврейских рассказов» (английский язык, 1953). Биографические сведения об Острополере есть в книге А. Бухбиндера «Дер баримтер Хершл Острополер» («Знаменитый Гершл Острополер», 1905), Х. Блоха «Хирш Острополер» (на немецком языке, 1921), Д. Сфарда «Штудиес ун скицн» («Исследования и очерки», 1955).

       Настоящий текст, за исключением курсива, взят из электронной еврейской энциклопедии.

Брис-то ко времени а вот свадьба...

      Молодожены праздновали рождение первенца спустя два месяца после свадьбы. Созвали, как водится, гостей и среди прочих Гершеле Острополера. Сидят гости за столом, пьют, едят. Вдруг сосед обращается к Гершеле:
      - Брис-то не ко времени - после свадьбы два месяца всего прошло...
      - Вы не совсем правы, - отвечает Гершеле, - брис-то как раз ко времени, а вот свадьба...

Потерянный рубль

      Проходя однажды с приятелем мимо базара, Гершеле заметил, что какая-то женщина, причитая, роется в мусоре.
      - Боже мой, чем я буду кормить детей?
      - Что случилось? - поинтересовался Гершеле.
      Женщина рассказала, что у нее был единственный рубль, на который она собиралась купить еды, и этот рубль потерялся.
      - Но почему вы ищете именно тут? - говорит Гершеле. - Он же мог потеряться по дороге?
      - Нет! - плачет женщина. - Сердце подсказывает, что где-то здесь.
      - Поможем? - предлагает Гершеле приятелю, принимается шарить по земле и незаметно подбрасывает рубль.
      - Вот он!
      - Сердце меня не обманывало! - восклицает женщина, сама не своя от радости. Когда Гершеле с приятелем остались одни, тот его спрашивает:
      - Зачем ты такое устроил? Можно же было рубль просто подарить!
      - Э, нет! Она бы тогда еще долго копалась в мусоре, считая, что дареный - это дареный, а свой, на который она так рассчитывала, - это свой!

Редкий план

      В молитвенном доме у печки рассуждали, почему люди живут по-разному: для одних жизнь - праздник, для других - мука.
      Один из запечных мудрецов глубокомысленно изрек:
      - Если б у людей были средства на жизнь, то и нужды бы не было...
      Второй на это:
      - Вы правы... Нужда дыхнуть не дает. Но у меня есть план, как все исправить. Люди должны сложить что у кого имеется - деньги, имущество - в один сундук, и пусть потом каждый берет сколько кому надо. И всем будет хорошо... Ну, так это не план?
      - Это план!.. Это очень хороший план! - согласились все и обращаются к Гершеле:
      - А ты почему молчишь? Ты так не думаешь?
      - Я думаю, - отвечает Гершеле, - что это план, каких еще не было. Но прежде чем действовать, давайте разделим обязанности - я берусь уговорить бедняков, а вы уговорите богатых...

Что растет от водки

      Приходит как-то Гершеле к своему другу и сопернику Хайкелю Хакрену, а тот моет голову водкой.
      - Ты спятил? - удивился Гершеле. - Кто моет голову водкой?
      - Это мое открытие, - отвечает Хайкель. - В результате долгих экспериментов я обнаружил, что водка - лучшее средство для роста волос.
      - Глупости! - воскликнул Гершеле. - Будь это так, у меня в горле давно бы борода выросла!

Древо

Рейтинг@Mail.ru