Э´делс Шмуэль Элиэзер бен Иеhуда hа-Леви.

      Шмуэль Эли‘эзер бен Иерhуда hа-Леви (аббревиатура Маhарша, מַהֲרְשַׁ"א — морену hа-рав Шмуэль Эделс - наш учитель раввин Шмуэль Эделс); 1555, Познань (или 1565, Краков), – 1631, Острог, Польша, ныне Ровенская область, Украина), раввин, один из крупнейших комментаторов Талмуда и литургический поэт. Происходил из знатной раввинской семьи. Рано приобрел известность как талмудист. Был женат на дочери раввина Познани рабби Моше Ашкенази hалперина, одного из крупнейших галахических авторитетов. Его теща Эдел была богатой женщиной, на свои средства в течение 1585–1605 гг. содержала иешиву, во главе которой стоял Эделс. Под прозвищем Эделс, образованным от имени тещи, глава иешивы стал известен еврейскому миру. В иешиву стекались ученики со всех концов Польши и Литвы и на средства семьи Эделс получали жилье и образование. Тесть Моше Ицhака.

      В 1587 г. Эделс участвовал в заседании Ва‘ада четырех земель в г. Ярослав (Галиция), где вместе с 30 крупнейшими раввинами того времени подписал постановление о запрещении приобретать за деньги право быть назначенным на должность раввина. (Ваад четырех стран или областей - центральный орган автономного еврейского общинного самоуправления в Польше, действовал около 200 лет с середины XVI века.) Многие раввины Польши и Восточной Европы обращались к Эделсу с просьбой о рецензиях на свои труды (сохранилось шесть его рецензий). В Познани Эделс начал работу над своими комментариями к Талмуду. Комментарии составлялись им по результатам обсуждения соответствующих трактатов с учениками иешивы. Удалось завершить комментарии на трактаты Вавилонского Талмуда Беца, Иевамот, Нидда. В 1597 г. Эделс написал поэму — траурную молитву «Слиха» в память о двух братьях из Варшавы — Асе и Иехуде, казненных по ложному обвинению. Сострадание к бедствиям еврейского народа отличало творчество и общественную деятельность Эделса на протяжении всей жизни. Со смертью тещи в 1605 г. прекратилась финансовая поддержка иешивы, и Эделс принял предложение занять пост раввина и председателя раввинского суда (ав бет-дин) в городе Хелм.

      С 1612 по 1624 гг. (по другим данным — с 1614 по 1625 гг.) был раввином и руководителем иешивы Люблина. С 1624 г. до конца жизни был раввином Острога. В Остроге Эделс основал иешиву, ставшую крупным центром талмудической учености. В противовес распространившейся моде на изучение Шулхан аруха без обращения к ранним источникам Эделс настаивал на необходимости тщательного изучения Талмуда, Тосафот и комментариев Раши.

      Эделс был известен добротой и бескорыстным желанием помочь ближнему. На косяке двери дома Эделса (сгорел в 1889 г.) был начертан стих из книги Иова: «Странник не ночевал на улице, и двери мои открывал я путнику» (31:32) — девиз, которым Эделс руководствовался на протяжении всей жизни. Многочисленные истории и легенды, прославлявшие доброту Эделса и совершенные им чудеса, ходили по Польше и Украине еще при его жизни. Эделс — один из любимейших персонажей фольклора восточноевропейских евреев.

      В 1600–1602 гг. Эделс опубликовал (анонимно) часть своих комментариев к Талмуду; они получили признание, что побудило Эделса опубликовать в 1611 г. остальные комментарии к галахическим разделам Талмуда. В 1627 г. в Люблине был издан 1-й том комментариев на аггадические разделы Талмуда, в 1631 г. в Кракове — 2-й том, в 1692 г. — дополнительные разделы аггадических комментариев. В дальнейшем галахические и аггадические комментарии издавались вместе. Они неоднократно переиздавались и печатаются ныне во всех изданиях комментариев Талмуда. Религиозные авторитеты высоко ценят комментарии Эделса, хотя пользоваться ими непросто: они предназначены для квалифицированного читателя.

      Многие хасидские авторы, особенно Нахман из Брацлава, широко использовали его «Хиддушей аггадот» («Аггадические новеллы») как основу для собственных толкований. Стиль Эделса в исследовании талмудических текстов предвосхитил в некоторых чертах направление изучения Талмуда, которое в трудах европейских и американских авторов 20 в. получило название «неокритицизм».

      Эделс обладал большими познаниями в каббале и математике и пользовался ими в своих комментариях, однако к распространению мистики относился отрицательно. Из его литургической поэзии были опубликованы субботние гимны под названием «Каббалат шаббат» («Встреча субботы», Люблин, 1620).

       Настоящий текст, за исключением курсива, взят из электронной еврейской энциклопедии.

Древо

Рейтинг@Mail.ru